Предмет: литературное чтение (период
обучения грамоте) 1 класс
Тема: Звук [а]. Буквы А, а.
Педагогическая цель: обеспечить условия для ознакомления учащихся с гласным
звуком[а] и буквами А и а, обозначающими этот звук на письме.
Планируемые
результаты:
предметные – обучающиеся научаться различать звук (а) и буквы А
и а, обозначающие этот звук на письме.
личностные – воспринимать важность учебы как интеллектуального
труда и познания нового.
Универсальные
учебные действия:
регулятивные – сопоставлять свои действия и результат, понимать
причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;
познавательные общеучебные – определять количество звуков и их последовательность в словах, рассматривать
«А» как букву, слог и слово;
познавательные
логические – анализ и сопоставление
звуковых и буквенных моделей слова.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремление к координации
различных позиций в сотрудничестве
Оборудование: «Букварь» под ред. Т. М. Адрияновой, компьютер,
мультимедийный проектор, наборы для составления схем слов для учителя и
учащихся.
Ход
урока.
1.
Повторение.
- Вчера мы с вами закончили первый раздел
«Букваря». Что мы узнали из этого раздела? Какие темы изучили?
- Мы говорили о речи, устной и письменной, о предложениях и знаках
препинания, о словах, звуках и буквах. А с этого урока мы подробнее будем
изучать звуки и буквы.
- Откройте «Буквари» на той странице, которую я вам показываю (с.22-23).
Что изображено на рисунке?(Город, дома, дороги)
- Правильно,
это город, но необычный. Кто может прочитать его название?
- От
какого слова произошло название города?
- Кто
может сказать, что обозначает слово «алфавит»? Выскажите предположения.
- Алфавит
– это буквы языка, записанные в определенном порядке. А почему этот город носит
такое название?
- Буквы
живут в своих домиках, и мы с вами сегодня начинаем большую экскурсию по городу
Алфавитинску. Мы будем двигаться от домика к домику. Проложите маршрут
движения.
Дети с
помощью учителя показывают, как они будут путешествовать по городу.
- Итак, в путь…
2.
Актуализация знаний.
- Подъезжаем к первому домику. С какой же буквы мы начнем… А чтобы узнать
это, мы обратимся за помощью к одному сказочному герою. Он всегда готов помочь
всем, кто попал в беду. Именно он и познакомит нас с первой буквой. А чтобы узнать,
кто это, отгадаем загадку:
Слайд
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
- Кто такой Айболит? Чем он знаменит? Кто
придумал этого сказочного героя?
.
- Почему у доктора такое необычное имя?
- А
кто помнит самое большое приключение Айболита? Кому он помогал и где?
- Составим схему слова «Африка»
Слайд: Дети поочередно называют звуки, дают им характеристику
и выбирают соответствующий квадратик, и перемещают его на свободную часть
слайда, потом определяют место ударения в слове, и перемещают знак ударения на
нужный слог. Остальные дети проделывают эту работу с индивидуальными кассами
букв и схем.
- А что такое Африка? (Это
континент, материк, земля, где почти
круглый год тепло)
3.
Определение темы урока.
- Что общего у слов «Ай!» и «Африка»? (Они начинаются со звука [а])
- Думаю,
теперь вы можете определить тему нашего урока. Кто поможет ее сформулировать?
Что мы будем сегодня изучать? (Звук и букву А.)
- Посмотрите
на ваши схемы, найдите обозначение звука [а], каким квадратиком мы обозначали
звуки [а] в слове?
- Произнесите
еще раз этот звук, что вы можете о нем сказать?
Звук проходит
свободно, без преград, это гласный звук.
Вывод:
мы сегодня будем изучать гласный звук [а] и его обозначение буквой.
4.
Работа по теме.
- Кого обычно лечил Айболит? (Животных.)
- Как называется врач, который лечит животных?
- К нам в гости пришли звери, которых вылечил Айболит.
Найдите среди этих животных тех, в названии которых нет звука [а].
Слайд: дети поочередно
выбирают с помощью мыши или интерактивного маркера лишних зверей, объясняя свое
мнение.
-
В названиях оставшихся зверей есть звук
[а]. А теперь ваша задача подобрать к каждому названию животного схему и
указать на схеме, где расположен звук [а] в этих словах.
Слайд : Дети
поочередно показывают, к какому слову
относится схема, и находят нужный звук с
помощью курсора или интерактивного маркера.
- Молодцы, вы хорошо узнаете этот звук в словах. А чтобы записать эти
слова не схемой, а по-настоящему, что нам нужно? (Буквы.)
- Как же пишется буква А? Кто знает, найдите букву А в кассах букв и
покажите мне. А теперь вы можете себя проверить.
- Кто
еще не нашел, посмотрите на экран и найдите такую же букву. Как называется эта
буква?
- Для
чего нам нужна эта буква? (Чтобы записывать и читать слова со звуком [а].)
- Откройте
в «Букваре» страницу 24, рассмотрите
письменную букву, такую букву мы научимся сегодня писать. В каких еще словах мы
будем писать букву А?
Физминутка: Еще раз внимательно рассмотрите букву А. Встаньте и попробуйте
изобразить своим телом букву А, можете вместе с соседом
- Сядьте и придумайте, из каких подручных средств можно сложить букву А.
Покажите.
- Африка - теплый континент, там круглый год можно собирать урожай разных
фруктов. Айболит привез нам из Африки фрукты. Найдите им соответствующие схемы
и «прочитайте» слова.
Слайд: Дети с помощью манипулятор переставляют слова к нужным картинкам.
- Мы «почитали» слова, а теперь «почитаем» предложения. Оказывается «А» -
это не только буква. Посмотрите на схему и скажите, какую еще работу может
выполнять «А»? ( «А» может быть словом.)
- «А» может быть буквой в слове, а может быть и
целым словом. В этих предложениях слово «а» противопоставляет предметы друг
другу. Попробуйте догадаться, каких слов не хватает, и составить предложения.
Слайд 9.
Бабочка летает, а акула плавает.
Айболит добрый, а Бармалей злой.
- Что обозначает вертикальная черточка в начале
предложений?
- А где еще есть
вертикальная черточка и почему?
- А когда еще «А» может быть словом? Посмотрите на
рисунок.
Слайд: Кто и когда может произнести слово «А»? Составьте небольшой
рассказ по картинке в группах. В ваших рассказах обязательно должно звучать
слово «А».
5.
Итог урока
- Молодцы, вы активно работали на
уроке!
- Расскажите
Айболиту и мне, что вам больше всего понравилось делать?
- Когда было особенно интересно?
- Какая информация была для вас новой, что
удивило?
- Если вы считаете, что урок прошел для вас с
пользой, положите красный кружок рядом с Айболитом в «Букваре», если вам было
скучно и не интересно – рядом с Бармалеем.
- Ну что же, Айболиту пора уходить, он прощается
с вами. Прочитаем слова Айболита?
- Урок
окончен.
|