Суббота, 27.04.2024, 01:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Планета знаний

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 117
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Материал к урокам

Главная » Файлы » УМК Планета знаний » обучение чтению

Звук [а]. буквы А, а
[ Скачать с сервера (7.46 Mb) ] 08.11.2012, 21:32

Предмет: литературное чтение (период обучения грамоте) 1 класс

Тема: Звук [а]. Буквы А, а.

Педагогическая цель: обеспечить условия для ознакомления учащихся с гласным звуком[а] и  буквами А и  а, обозначающими этот звук на письме.

Планируемые результаты:

предметные – обучающиеся научаться различать звук (а) и буквы А и а, обозначающие этот звук на письме.

личностные – воспринимать важность учебы как интеллектуального труда и познания нового.

Универсальные учебные действия:

регулятивные – сопоставлять свои действия и результат, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;

познавательные  общеучебные – определять количество звуков и их последовательность в словах, рассматривать «А» как букву, слог и слово;

познавательные логические – анализ и сопоставление звуковых и буквенных моделей слова.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

 

Оборудование: «Букварь» под ред. Т. М. Адрияновой, компьютер, мультимедийный проектор, наборы для составления схем слов для учителя и учащихся.

 

 

Ход урока.

 

1.                Повторение.

-   Вчера мы с вами закончили первый раздел «Букваря». Что мы узнали из этого раздела? Какие темы изучили?

- Мы говорили о речи, устной и письменной, о предложениях и знаках препинания, о словах, звуках и буквах. А с этого урока мы подробнее будем изучать звуки и буквы.

- Откройте «Буквари» на той странице, которую я вам показываю (с.22-23). Что изображено на рисунке?(Город, дома, дороги)

- Правильно, это город, но необычный. Кто может прочитать его название?

- От какого слова произошло название города?

- Кто может сказать, что обозначает слово «алфавит»? Выскажите предположения.

- Алфавит – это буквы языка, записанные в определенном порядке. А почему этот город носит такое название?

- Буквы живут в своих домиках, и мы с вами сегодня начинаем большую экскурсию по городу Алфавитинску. Мы будем двигаться от домика к домику. Проложите маршрут движения.

Дети с помощью учителя показывают, как они будут путешествовать по городу.

 

- Итак, в путь…

 

2.     Актуализация знаний.

- Подъезжаем к первому домику. С какой же буквы мы начнем… А чтобы узнать это, мы обратимся за помощью к одному сказочному герою. Он всегда готов помочь всем, кто попал в беду. Именно он и познакомит нас с первой буквой. А чтобы узнать, кто это, отгадаем загадку:

 

Слайд

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… 
(Айболит)

 

- Кто такой Айболит? Чем он знаменит? Кто придумал этого сказочного героя?

.

- Почему у доктора такое необычное имя?

- А кто помнит самое большое приключение Айболита? Кому он помогал и где?

- Составим схему слова «Африка»

 

Слайд: Дети поочередно называют звуки, дают им характеристику и выбирают соответствующий квадратик, и перемещают его на свободную часть слайда, потом определяют место ударения в слове, и перемещают знак ударения на нужный слог. Остальные дети проделывают эту работу с индивидуальными кассами букв и схем.

 

-  А что такое Африка? (Это континент, материк, земля,  где почти круглый год тепло)

 

 

3. Определение темы урока.

- Что общего у слов «Ай!» и «Африка»? (Они начинаются со звука [а])

- Думаю, теперь вы можете определить тему нашего урока. Кто поможет ее сформулировать? Что мы будем сегодня изучать? (Звук и букву А.)

- Посмотрите на ваши схемы, найдите обозначение звука [а], каким квадратиком мы обозначали звуки [а] в слове?

- Произнесите еще раз этот звук, что вы можете о нем сказать?

 Звук проходит свободно, без преград, это гласный звук.

Вывод: мы сегодня будем изучать гласный звук [а] и его обозначение буквой.

 

4.     Работа по теме.

- Кого обычно лечил Айболит? (Животных.)

- Как называется врач, который лечит животных?

- К нам в гости пришли звери, которых вылечил Айболит. Найдите среди этих животных тех, в названии которых нет звука [а].

 

Слайд: дети поочередно выбирают с помощью мыши или интерактивного маркера лишних зверей, объясняя свое мнение.

 

- В названиях оставшихся зверей  есть звук [а]. А теперь ваша задача подобрать к каждому названию животного схему и указать на схеме, где расположен звук [а] в этих словах.

 

Слайд : Дети поочередно показывают,  к какому слову относится схема,  и находят нужный звук с помощью курсора или интерактивного маркера.

 

- Молодцы, вы хорошо узнаете этот звук в словах. А чтобы записать эти слова не схемой, а по-настоящему, что нам нужно? (Буквы.)

- Как же пишется буква А? Кто знает, найдите букву А в кассах букв и покажите мне. А теперь вы можете себя проверить.

- Кто еще не нашел, посмотрите на экран и найдите такую же букву. Как называется эта буква?

- Для чего нам нужна эта буква? (Чтобы записывать и читать слова со звуком [а].)

- Откройте в «Букваре»  страницу 24, рассмотрите письменную букву, такую букву мы научимся сегодня писать. В каких еще словах мы будем писать букву А?

 

Физминутка: Еще раз внимательно рассмотрите букву А. Встаньте и попробуйте изобразить своим телом букву А, можете вместе с соседом

- Сядьте и придумайте, из каких подручных средств можно сложить букву А. Покажите.

 

- Африка - теплый континент, там круглый год можно собирать урожай разных фруктов. Айболит привез нам из Африки фрукты. Найдите им соответствующие схемы и «прочитайте» слова.

 

Слайд: Дети с помощью манипулятор переставляют слова к нужным картинкам.

 

 

- Мы «почитали» слова, а теперь «почитаем» предложения. Оказывается «А» - это не только буква. Посмотрите на схему и скажите, какую еще работу может выполнять «А»? ( «А» может быть словом.)

-  «А» может быть буквой в слове, а может быть и целым словом. В этих предложениях слово «а» противопоставляет предметы друг другу. Попробуйте догадаться, каких слов не хватает, и составить предложения.

 

Слайд 9.

 

Бабочка летает, а акула плавает.

Айболит добрый, а Бармалей злой.

 

 

- Что обозначает вертикальная черточка в начале предложений?

-  А где еще есть вертикальная черточка и почему?

- А когда еще «А» может быть словом? Посмотрите на рисунок.

 

Слайд: Кто и когда может произнести слово «А»? Составьте небольшой рассказ по картинке в группах. В ваших рассказах обязательно должно звучать слово «А».

 

 

5.     Итог урока

-  Молодцы, вы активно работали на уроке!

-  Расскажите Айболиту и мне, что вам больше всего понравилось делать?

 - Когда было особенно интересно?

-  Какая информация была для вас новой, что удивило?

-  Если вы считаете, что урок прошел для вас с пользой, положите красный кружок рядом с Айболитом в «Букваре», если вам было скучно и не интересно – рядом с Бармалеем.

-  Ну что же, Айболиту пора уходить, он прощается с вами. Прочитаем слова Айболита?

- Урок окончен.

 

 

Категория: обучение чтению | Добавил: Zlata
Просмотров: 4370 | Загрузок: 605 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт
Поиск
Инфознайка

Frolova Zlata © 2024